logo-image
Moral Principles of Energy

You can read the article below in the language of the original.

Морально-энергетические принципы

«Списание задолженностей предприятий за природный газ не стимулирует развитие отрасли, а консервирует ее неэффективность», – настаивает Вадим Самойленко, партнер ЮФ «Астерс»

— Как бы вы охарактеризовали уровень инвестиционной привлекательности украинского энергосектора?

— Энергетическая политика страны в значительной мере зависит от правительства, которое находится у власти, поэтому логично оценивать инвестиционную привлекательность в период работы нынешнего Кабмина. Нынешняя власть, на мой взгляд, уделяет значительное внимание вопросам достижения энергетической независимости и безопасности. Принимается новое законодательство в сфере энергетики, которое во многих случаях рассматривается инвесторами как позитивное. Предусмотрена реализация нескольких крупных проектов, в частности, строительство LNG-терминала, создаются условия для развития ветровой и солнечной энергетики. Но на практике реализовать преимущества нового законодательства удается не всегда. Очевидно, это следствие того, что зачастую законодательными преференциями пытаются, в первую очередь, воспользоваться представители бизнеса, приближенные к власти.

— Насколько эффективны, на ваш взгляд, государственные решения в сфере энергетики?

— Только по прошествии определенного времени станет понятно, насколько они были эффективны и какой объем реальных инвестиций удалось привлечь. С точки зрения законодательной деятельности есть позитивные шаги в усовершенствовании процедуры получения специальных разрешений на недропользование, изменении законодательства касательно соглашений о разделе продукции, предоставлении налоговых льгот при реализации проектов в альтернативной энергетике и др.

— Насколько реальными вам представляются возможности выполнения "Энергетической стратегии развития Украины на период до 2030 года"?

— Принятие в 2006 году еще при предыдущем президенте Стратегии можно рассматривать как позитивный шаг. Документ должен был юридически закрепить политику государства по реформированию энергетики на длительную перспективу. Однако он заслуживает критики. Во-первых, промежуток времени, охватываемый Стратегией, очень велик. Например, подобный документ ЕС рассчитан на более короткие промежутки времени, что позволяет оперативно реагировать на изменения в мировой экономике. Во-вторых, документ неоправданно уделяет большое внимание развитию атомной энергетики. Это вместо стимулирования проектов в сфере возобновляемой и альтернативной энергетики. В-третьих, многие экономические показатели Стратегии явно завышены и малореальны. Поэтому ряд положений требуют усовершенствования. И сейчас Координационным центром по внедрению экономических реформ при Президенте Украины разрабатываются изменения в Стратегию в рамках выполнения годового плана действий по реализации Программы экономических реформ на 2010—2014 гг.

— Какие, на ваш взгляд, есть пути решения вопроса с убыточными предприятиями ТЭК с особым статусом, который освобождает их от ответственности и нивелирует обязательность исполнения судебных решений?

— Сложный вопрос. Способ решения проблемы, предложенный правительством, отображен в законе "О некоторых вопросах задолженности за употребленный природный газ и электрическую энергию". Согласно закону, списывается задолженность за природный газ, которая сформировалась по состоянию на 1 января 2010 года у предприятий ТЭК, облгазов, ГП "Энергорынок", НАК "Нафтогаз Украины", его дочерних компаний "Газ Украины", "Укртрансгаз", "Укргаздобыча", "Черноморнефтегаз". Думаю, этот путь решения проблемы не стимулирует развитие отрасли, а консервирует ее неэффективность и иждивенчество. Данную проблему можно было решить путем взаимозачетов, частичного погашения задолженности с ее реструктуризацией, то есть рыночными механизмами.

— Насколько согласовано украинское законодательство в сфере энергетики с европейским?

— Учитывая евроинтеграционные устремления Украины, еще в 2004 году был принят закон "Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза", в котором определено, что одним из приоритетов адаптации законодательства является энергетика. Следующим шагом в этом направлении было вступление в 2010 году Украины в Европейское энергетическое сообщество. В связи с этим Украина взяла на себя обязательство по имплементации EU acquis, то есть правового поля ЕС, в области энергетики. Так, в период с 1 июля 2011 года по 2018 год в Украине должны быть имплементированы Регламенты и Директивы ЕС в области функционирования внутреннего рынка электроэнергии, в частности, использования электроэнергии, произведенной с помощью возобновляемых источников. Помимо этого, регламентируются и такие вопросы, как использование биотоплива и других возобновляемых видов топлива для транспорта, общие принципы функционирования внутреннего рынка природного газа, условия доступа к системам транспортировки природного газа и сети трансграничной передачи электроэнергии, мероприятия по уменьшению содержания серы в определенных видах жидкого топлива, предельные уровни выбросов загрязняющих веществ в атмосферу большими сжигающими установками. Правда, Украина сильно запаздывает с графиком имплементации, предусмотренным Протоколом о присоединении к Европейскому энергетическому сообществу, и пока не выполнен ни один пункт.

— Сможет ли Украина, учитывая ряд последних событий, в будущем эффективнее торговать квотами в рамках механизмов Киотского протокола?

— Думаю, да. В основном такая торговля осуществляется на межгосударственном уровне, что безопасно для покупателей. После экономического кризиса в индустриальном мире растет спрос на Единицы Установленного Количества (ЕУК) и Единицы Сокращений Выбросов (ЕСВ). И президент, и премьер-министр неоднократно заявляли о желании пополнить бюджет такой "торговлей горячим воздухом". Все понимают, что было бы глупо не делать "деньги из воздуха", пока есть такая возможность. В частности, недавно Кабмин поручил Государственному агентству экологических инвестиций передать ЕСВ на 6,712 млн т трем странам-покупателям — Великобритании, Испании и Швейцарии. Ранее правительство распорядилось передать квоты на 31,732 тыс. т Нидерландам, а тем же Швейцарии и Великобритании, соответственно, на 527,934 тыс. т и 569,778 тыс. т.

Отмечу, что в этом году Украина еще ни разу не продавала квоты по Киотскому протоколу и вряд ли продаст. Комитет Секретариата рамочной конвенции ООН по изменениям климата 12 октября временно приостановил участие Украины в торговле квотами на выбросы парниковых газов из-за некорректного ведения национального Кадастра выбросов парниковых газов. Теперь главное — успеть до конца 2012 года, когда заканчивается действие Киотского протокола, вернуть право торговли и закрыть планируемые сделки.

Subscribe
Thank you for your application
This site uses cookies to offer you better browsing experience.
READ MORE
Toggle high contrast
Toggle normal contrast
Toggle big fonts
Toggle normal fonts